Тема Таможенные органы России
1. Понятие, виды, место в системе
государственных органов
2. Структура
таможенных органов
3. Служба в таможенных органах
4.Дагестанская таможня. Становление
таможенных органов России
1. Понятие, виды, место в системе
государственных органов
Термин "таможенные
органы" используется действующими законами – в Конституции в качестве
особой составляющей государственного механизма они не выделяются.
Таможенные органы –
государственные органы, предназначенные для непосредственного осуществления с
помощью специальных методов государственно-властной деятельности в сфере
таможенного дела и других связанных с ним областях и наделенные для этого
специальными полномочиями. Таможенные органы отнесены к исполнительной ветви государственной
власти, так как их функцией является право реализация в таможенной сфере.
Главной их целью является организация процесса провоза через таможенную границу
товаров и транспортных средств, поддержание и охрана определенного порядка
осуществления такого провоза и недопущение нарушения этого порядка. Поэтому
таможенные органы можно охарактеризовать как правоохранительные. В качестве
правоохранительных таможенные органы защищают экономический суверенитет и
экономическую безопасность России, права и законные интересы участников
таможенных правоотношений. Таможенные органы уполномочены осуществлять
государственное принуждение в целях борьбы с преступлениями и административными
правонарушениями в таможенной сфере. Таможенные органы входят в структуру федеральных
органов власти, создание таможенных органов на региональном уровне, в субъектах
Федерации не допускается. Органы государственной власти субъектов РФ, органы
местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в
деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций. Таможенные
органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную – деятельность.
Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Распорядительная
деятельность таможенных органов проводится строго в рамках положений,
определенных таможенным правом, и любые действия или решения таможенных органов
распорядительного характера могут быть обжалованы в служебном или судебном
порядке. В числе наиболее важных НПА, содержащих предписания о таможенных
органах, можно выделить ТК (разд. V, гл.
39-42, ст. 401-437), Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429
"О ФТС" и некоторые другие акты.
В соответствии со ст. 402 ТК
система таможенных органов России включает в себя (по нисходящей):
федеральную
службу, уполномоченную в области таможенного дела. В настоящий момент таким
центральным государственным органом является ФТС, находящаяся непосредственно в
ведении Правительства РФ;
РТУ;
таможни;
таможенные посты.
В соответствии со ст. 403 ТК
России таможенные органы осуществляют следующие основные функции:
осуществляют
таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие
ускорению товарооборота через таможенную границу;
взимают таможенные пошлины,
налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные
сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных
пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
обеспечивают соблюдение порядка
перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
обеспечивают соблюдение
установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном
регулировании ВТД и международными договорами РФ запретов и ограничений в
отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
обеспечивают в пределах своей
компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
ведут борьбу с контрабандой и
иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного
дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических
средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и
растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной
собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным
терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в
деятельность международной гражданской авиации;
осуществляют в пределах своей
компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и
транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с
законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
ведут таможенную статистику
внешней торговли;
обеспечивают
выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела,
осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами
иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами
таможенного дела;
осуществляют
информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в
установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией
по таможенным вопросам;
поводят научно-исследовательские
работы в области таможенного дела. Ст.
408 ТК закрепляет за таможенными органами следующие полномочия, необходимые для
выполнения вышеизложенных функций:
принимать меры, предусмотренные
ТК и иными НПА, относящимися к сфере таможенного законодательства, в целях
обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ;
требовать документы, сведения,
представление которых
предусмотрено ТК;
проверять у граждан и
должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие
их личность;
требовать от физических и
юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий
или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;
осуществлять в соответствии с
законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях выявления,
предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных
следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно- процессуальным
законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявления и установления
лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения
собственной безопасности;
осуществлять неотложные
следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке,
которые определены уголовно-процессуальным законодательством России;
осуществлять производство по
делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за
совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством
РФ об административных правонарушениях;
использовать в случаях, не
терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства,
принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением
средств связи и транспортных средств дипломатических представительств,
консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных
организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела,
преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или
подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях
владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают
по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке,
определяемом Правительством РФ;
задерживать и доставлять в
служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел РФ лиц,
подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих
преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в
соответствии с законодательством РФ;
производить
документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий,
связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную
границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под
таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;
получать от государственных
органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения
своих функций, в соответствии с действующим законодательством;
выносить руководителям
государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а
также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить
нарушения таможенного законодательства РФ и контролировать выполнение указанных
требований;
предъявлять в суды или
арбитражные суды иски и заявления:
-
о принудительном взыскании таможенных
пошлин, налогов с лиц, отказывающихся уплатить их добровольно;
-
об обращении взыскания на товары в счет
уплаты таможенных пошлин, налогов;
- в иных случаях, предусмотренных
действующим российским законодательством;
устанавливать
и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками
ВЭД, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением ВЭД, и их
профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и
взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления
таможенного оформления и таможенного контроля;
осуществлять
иные правомочия, предусмотренные действующим российским законодательством.
2. Структура
таможенных органов
На
верху иерархической лестницы таможенных органов стоит ФТС РФ – центральный
орган, находящийся в ведение Министерства экономического развития и торговли.
Правовой статус этого таможенного органа определяется Постановлением
Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 "О ФТС".
В этом НПА перечислено несколько
десятком функций этого органа по контролю и надзору в области таможенного дела,
а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с
контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Наиболее важные из их числа:
- осуществление
взимания таможенных пошлин, налогов и прочих обязательных таможенных платежей,
контроль правильности исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин,
налогов и сборов, меры по их принудительному взысканию;
- обеспечение
соблюдения установленных запретов и ограничений в отношении товаров,
перемещаемых через таможенную границу РФ, борьба с нарушениями установленных
таможенных правил;
- обеспечение
единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства РФ;
-
осуществление таможенного оформления и
таможенного контроля;
-
обеспечение в пределах своей
компетенции защиты прав и свобод граждан;
-
ведение таможенной статистики;
-
информирование и консультирование на
безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участником ВЭД;
-
реализация программ развития
таможенного дела в РФ.
ФТС возглавляет руководитель,
назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по
представлению министра экономического развития и торговли РФ. Руководитель ФТС
имеет первого заместителя и 4 заместителей.
Структура ФТС включает в себя:
8
главных управлений: Главное организационно-инспекторское
управление (аппарат председателя ФТС РФ); Главное управление организации
таможенного контроля; Главное управление по борьбе с контрабандой; Главное
управление товарной номенклатуры и торговых ограничений; Главное управление
тылового обеспечения; Главное управление федеральных таможенных доходов;
Главное финансово-экономическое управление; Главное управление информационных
технологий. 11 управлений: Управление
кадров; Управление валютного контроля; Управление таможенного сотрудничества;
Управление делами; Контрольно-ревизионное управление; Правовое управление;
Управление собственной безопасности; Управление таможенной инспекции;
Управление таможенной статистики и анализа; Управление таможенных расследований
и дознания; Управление организации силового обеспечения.
Непосредственно ФТС подчиняются
таможни центрального подчинения: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская,
Центральная базовая, Центральная энергетическая, а также специализированные
подразделения: Российская таможенная академия и Кинологический центр ФТС
России. Территориальными подразделениями ФТС являются 7 РТУ:
Центральное таможенное
управление (включает в себя 28 местных таможен: Белгородскую,
Брянскую, Владимирскую, Воронежскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую,
Курскую, Липецкую, Московскую восточную, Московскую западную, Московскую
северную, Московскую южную, Ногинскую, Орловскую, Подольскую, Рязанскую,
Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую, Щелковскую, Ярославскую,
Центральную акцизную, Центральную оперативную и Центральную тыловую);
Северо-западное таможенное
управление (включает в себя 23 таможни: Архангельскую,
Багратионовскую, Балтийскую, Великолукскую, Вологодскую, Выборгскую,
Калининградскую, Калининградскую оперативную, Кингисеппскую, Костомукскую,
Мурманскую, Неманскую, Новгородскую, Петрозаводскую, Псковскую, Пулковскую,
Санкт-Петербургскую, Себежскую, Сортавальскую, Сыктывкарскую, Северозападную
акцизную, Северо-западную оперативную, Северо-западную тыловую, а также
специализированное подразделение – Кинологический центр Северо-западной
таможни);
Южное
таможенное управление (включает в себя 20 таможен:
Адыгейскую, Астраханскую, Волгоградскую, Дагестанскую, Ингушскую,
Кабардино-Балкарскую, Калмыцкую, Карачаево-Черкесскую, Краснодарскую,
Миллеровскую, Минераловодскую, Новороссийскую, Ростовскую, Северо-Осетинскую,
Сочинскую, Ставропольскую, Таганрогскую, Туапсинскую, Чеченскую, Южную
оперативную);
Приволжское таможенное
управление (включает в себя 16 таможен: Башкортостанскую, Кировскую,
Марийскую, Мордовскую, Нижегородскую, Оренбургскую, Пензенскую, Пермскую,
Самарскую, Саратовскую, Татарстанскую, Тольяттинскую, Удмуртскую, Ульяновскую,
Чувашскую, Приволжскую оперативную);
Уральское
таможенное управление (включает в себя 10 таможен:
Екатеринбургскую, Кольцовскую, Курганскую, Магнитогорскую, Нижнетагильскую,
Тюменскую, Ханты-Мансийскую, Челябинскую, Ямало- Ненецкую, Уральскую
оперативную);
Сибирское таможенное управление
(включает в себя 19 таможен: Алтайскую, Братскую, Бурятскую, Горно-Алтайскую,
Забайкальскую, Иркутскую, Кемеровскую, Красноярскую, Наушкинскую,
Новосибирскую, Омскую, Толмачевскую, Томскую, Тывинскую, Хакасскую, Читинскую,
Восточно-Сибирскую оперативную, Сибирскую оперативную, Сибирскую тыловую);
Дальневосточное
таможенное управление (включает в себя 16 таможен: Амурскую,
Биробиджанскую, Благовещенскую, Ванинскую, Владивостокскую, Гродековскую,
Камчатскую, Магаданскую,
Находкинскую, Сахалинскую,
Уссурийскую, Хабаровскую, Хасанскую, Чукотскую, Якутскую, Дальневосточную
оперативную).
РТУ
осуществляют руководство таможенным делом в своем регионе, который определяет
ФТС России. В задачи РТУ входят организация таможенного дела, обеспечение
своевременного перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей, обобщение
и анализ таможенной практики, разработка и осуществление в пределах своей
компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории
России, ее экономической безопасности в части, относящейся к таможенному делу,
борьба с контрабандой и иными таможенными
правонарушениями, организационное, материально-техническое, финансовое,
кадровое, социально-бытовое и прочее обеспечение своей деятельности и
деятельности подчиненных органов. Правовой статус РТУ регламентируется Приказом
ГТК РФ от 10.10.2002 г. № 1082, утверждающим Общее положение о РТУ.
Непосредственно РТУ подчиняются таможни. Существуют таможни непосредственно
подчиненные ФТС. В задачи таможен входит
осуществление
таможенной деятельности в своем регионе, в том числе по таможенному оформлению
товаров, помещению их под определенный таможенный режим, производству
таможенных процедур, взиманию таможенных платежей, таможенному контролю.
Таможни являются правоохранительными органами, обеспечивающими в пределах своей
компетенции
исполнение законодательства об уголовном и административном производстве. Свою
деятельность таможни осуществляют через таможенные посты. Структура, штатная
численность работников таможни определяются РТУ. В отличие от ФТС, РТУ и
таможен таможенные посты не являются юридическим лицом (за исключением особых
случаев, определяемых специальными приказами ФТС). В задачи таможенного поста
входит непосредственное осуществление таможенного дела, таможенное оформление и
таможенный контроль на вверенном участке, борьба с административными
правонарушениями в области таможенного дела. Структура, штатная численность
работников, руководитель таможенного поста определяются вышестоящей таможней.
3. Служба в таможенных органах
Служба в таможенных органах
России регламентируются помимо общего законодательства о государственной службе
специальным НПА -Федеральным законом "О службе в таможенных органах
РФ" от 18 июня 1997 г .,
призванным отразить специфику этого звена государственного аппарата. Кроме
того, определенную регламентацию этот вопрос получает и в ТК РФ.
В таможенных органах России
могут работать только граждане России, достигшие возраста 18 лет, способные по
своим деловым и моральным качествам, уровню образования (не ниже среднего) и
состоянию здоровья выполнять свои служебные обязанности. Граждане, впервые
принимаемые на должность в таможенные органы, принимают специальную присягу. В
таможенных органах работают сотрудники и работники. Сотрудники занимают
ординарные штатные должности и имеют специальные звания. Работники – граждане,
занимающие должности согласно штатному расписанию таможенного органа в целях
технического обеспечения работы таможенных органов и не имеющие специального
звания. Служба в таможенных органах России – особый вид государственной службы.
Она основана на принципах законности, равного доступа граждан к службе в
таможенных органах, единства основных требований, предъявляемых к таможенной
службе, профессионализма и компетенции, ответственности, внепартийности,
кадровой стабильности. Служащим таможенных органов присваиваются специальные
звания: прапорщик таможенной службы (ТС), старший прапорщик ТС, младший
лейтенант ТС, лейтенант ТС, старший лейтенант ТС, капитан ТС, майор ТС, подполковник
ТС, полковник ТС, генерал-майор ТС, генерал-лейтенант ТС, генерал-полковник ТС,
действительный государственный советник ТС РФ. Для каждого из этих званий
федеральным законодательством предусмотрены специальные сроки выслуги. При
неисполнении своих должностных обязанностей сотрудники таможенных органов имеют
право: знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по
занимаемой должности; получать информацию и материалы, необходимые для
исполнения должностных обязанностей; посещать организации независимо от форм
собственности; продвигаться по службе (с увеличением должностного оклада
денежного содержания) с учетом выслуги лет, результатов службы, квалификации;
знакомиться со всеми материалами своего личного дела; повышать квалификацию и проходить
переподготовку за счет средств; предусмотренных на содержание ФТС; участвовать
в профессиональных союзах; получать пенсионное обеспечение с учетом выслуги
лет; требовать проведения служебного расследования для опровержения сведений,
порочащих его честь и достоинство; на применение физической силы, специальных
средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия (в порядке и
случаях, предусмотренных гл. 61 ТК РФ). Сотрудник таможенных органов обязан
обеспечить соблюдение Конституции, исполнение федерального законодательства;
обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; выполнять
приказы и распоряжения руководства таможенных органов, отданные в пределах их
должностных полномочий (за исключением заведомо незаконных); своевременно
рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также
государственных органов; соблюдать установленные в таможенных органах правила
внутреннего распорядка и субординации, порядок обращения со служебной
информацией; выполнять должностные инструкции; поддерживать уровень
квалификации, необходимый для выполнения служебных обязанностей; хранить
государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие
ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей сведения (в том
числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан). Обязанности
сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются должностной
инструкцией. В ходе исполнения служебных обязанностей служащие таможенных
органов обязаны придерживаться действующего законодательства, а также
подчиняться требованиями служебной дисциплины, определенным Дисциплинарным
уставом таможенной службы РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября
1998 г.
Служащие таможенных органов
располагают всеми гарантиями и льготами государственных служащих. Они имеют
право на денежное довольствие, состоящее из оклада по занимаемой должности,
оклада по присвоенному специальному званию, надбавок за выслугу лет, ученую
степень, ученое звание, а также стоимости продовольственного пайка, если он не
выдается в натуральном виде. Служащие таможенных органов имеют право на
ежегодный оплачиваемый отпуск в 30 календарных дней. Нормативно предусмотрены
следующие виды поощрений сотрудников таможенных органов: объявление
благодарности; премирование; награждение ценным подарком; награждение почетной
грамотой ФТС России; награждение нагрудными знаками "Почетный таможенник
России", "Отличник таможенной службы"; досрочное присвоение
очередного специального звания; присвоение очередного специального звания на
ступень выше соответствующего занимаемой должности; награждение именным
оружием; досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания. В случае
совершения должностного проступка на служащего таможенных органов могут быть
наложены следующие виды взысканий: замечание; выговор; строгий выговор;
предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;
увольнение.
4.Дагестанская
таможня. Становление таможенных органов России
Таможенная служба в Дагестане
была основана 22 января 1992 года приказом ГТК России. Согласно этому приказу
Дагестанский таможенный переход был преобразован в Дагестанскую таможню с
Дербентским, Кизилюртовским, Кизлярским и Магарамкентским таможенными
переходами. Штат таможни поначалу был небольшой. Сотрудникам приходилось
оформлять грузы и товары, участвовать в ремонте помещений, обучать правилам
внешнеэкономических торговых отношений участников ВЭД, бороться с контрабандой,
учиться самим новому делу. Так как таможенной формы у них еще не было, они были
одеты в гражданскую одежду, но строго: темный низ, светлая рубашка и галстук.
Выправка таможенников и одежда именно такого содержания породили немало слухов
о том, что таможенный контроль обеспечивают не дагестанские таможенники, а сотрудники
КГБ, присланные из Москвы. В августе 1993 года Дагестанской таможне был придан
статус регионального управления. Появились таможни в Махачкале и Дербенте,
таможенные посты в морском порту, Кизилюрте, Кизляре. Значительно вырос
коллектив ДТУ.
История не сохранила документальных свидетельств о
времени возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре
Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как бытовавшие в жизни
явления. В V – IV вв. до. н. э. в городах Причерноморья существовали таможенные
порядки. Как норма обычного права существовало правило взимать мыт или мыто –
сбор за провоз товара через заставы. Было мыто "сухое" – при провозе
товаров по суше и мыто "водяное" – при провозе товара по воде. Именно
к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова
"мытник" или "мытчик" – сборщик пошлин, "мытница"
или "митница" – место сбора мыта. Финансовые сборы и обычаи были
неотъемлемой частью общей политики Киевского государства. В XI –
XII веках быстро растут торгово-ремесленные центры – города, богатеет городская
знать – бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Постепенно единство
Киевской Руси в XI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали
свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться киевскому
князю. В XII – начале XIII века государство фактически распалось на отдельные
земли, а их владельцы – феодалы на своих территориях стали изобретать
собственные системы таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения. В
это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими и товарными.
С развитием крупного землевладения, внешней торговли и городских ремесел в XIII
– XIV вв. русские города устанавливали связи с западными государствами. Так,
сначала Новгород, а затем Псков и Смоленск вступили в Ганзейский торговый союз,
что позволило купцам этих городов получить ряд существенных льгот в торговле с
государствами северной Европы. Завоевание русских земель татаро-монгольскими
племенами привело к возникновению в русском языке слова “тамга”, означавшее у
тюркских народов знак, клеймо, тавро, которое проставлялось на имуществе,
принадлежавшем роду. Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который
стал называться у русских тамгой. Вскоре так стали называться пошлины,
взимавшиеся при торговле на рынках и ярмарках. От слова “тамга” был образован
глагол “тамжить”, то есть облагать товар пошлиной, а место, где товар
“тамжили”, стало называться таможней. Служилый человек стал называться
таможником или таможенником. В обиход вошли словосочетания “таможенный голова”
(старший таможенник), “таможенная грамота” (разрешение лицу, общине или
монастырю организовывать в своих владениях торговлю и брать с привозимого
товара пошлину). Внутренние таможенные пошлины взыскивались со всех привозимых
на продажу товаров, это правило не распространялось на необходимые владельцу
предметы потребления. В некоторых случаях особыми жалованными грамотами
освобождались от уплаты пошлины лица духовного звания, монастыри, жители новых городов
и отдельных местностей, а также люди, оказавшие услуги государству или
княжеству. Такое положение закреплялось в некоторых правовых актах того
времени. В период царствования Михаила Романова пошлины еще более
дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха,
персидский шелк, а также некоторые другие товары правительство объявило
заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках
всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака,
потребление которого строго преследовалось, а также хлебных вин, бывших
предметом государственной монополии. В XVII в. следующим шагом таможенного
реформирования является торговый устав 1653 года. Многочисленные российские
таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с
каждого рубля цены товара, с соли – 10% от цены, с рыбы и пушнины – особые
пошлины. Иностранные купцы были обязаны платить пошлины – 6% с цены товара во
внутренних таможнях и 2% проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе
русских товаров. Царское правительство вынуждено было проводить
протекционистскую политику в отношении русской торговли отечественными товарами
и торговли иностранными товарами внутри страны. Новоторговый устав 1667 года
ужесточил порядок ввоза иностранных товаров, пошлина на них увеличилась в 4
раза. Иностранцы могли торговать только в приграничных городах: в Архангельске,
Новгороде, Пскове – с целью развития инициативы русских оптовиков-скупщиков.
Иностранцам под угрозой конфискации товара запрещалось вести розничную торговлю
и обмен друг с другом, минуя таможню. В то же время ужесточение режима ввоза
иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого
случайный характер. К концу XVII века в России можно говорить о создании
довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Сбор таможенных
доходов был сосредоточен в Приказе Большой казны, в Москве существовали также
Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная
изба (предъявлялись к обложению скот, сено и другие товары), Конюшенный приказ
(надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно,
овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах. В них бесплатно в
качестве выборных таможенных голов служили первостатейные купцы, за превышение
сумм сборов они получали награду, за снижение поступлений с них взыскивался
ущерб. Купцам помогали дьяки и подьячие, которые работали по найму и записывали
в таможенные книги данные о товарах, хозяине, суммах сбора. В царствование
Петра I развитие промышленности, мануфактур сельского хозяйства дало внутренней
торговле новый толчок. А выход России к Балтийскому морю, многочисленные
внешнеполитические акции правительства открыли путь русским мануфактурным
товарам в Европу. Постепенно совершенствовалась организация таможенного дела в
России. Управление таможенными сборами с 1718 года начала осуществлять
учрежденная Петром I Коммерц-коллегия, которая была самостоятельным
управленческим ведомством. Избиравшиеся по-прежнему из купечества управляющие
таможнями получали годовое денежное содержание как служащие. Активизировалось
развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыграл принятый в 1724 году
протекционистский таможенный тариф. В интересах отечественной промышленности высокими
таможенными пошлинами облагались товары, производство которых в России или уже
было освоено, или налаживалось. Железо, парусина, пергамент, ткани, воск
облагались пошлиной в размере 75% с цены; бархат, золоченое и прядильное
серебро – 50%; железное оружие – 25% с цены. На товары, не производимые в
стране, в финансовых целях существовала умеренная пошлина – от 10 до 40%, на
математические и хирургические инструменты пошлина не начислялась. Вывозимые из
России товары облагались 3%-ной пошлиной, кроме промышленного сырья и
полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик, по ним применялась
запретительная пошлина. В середине XVIII века в России взималось 17 различных
таможенных сборов. Процедура осмотра товаров и записи в книгах была весьма
сложной. Все это серьезно препятствовало расширению торговли, и поэтому была
проведена крупная таможенная реформа.
Указом
1753 года с января 1754 года отменялись рублевая пошлина и все 17 таможенных
сборов с внутренней торговли. Это была радикальная мера. Чтобы компенсировать
доходы казны, были увеличены в среднем на 13% пошлины с операций российских и
иностранных купцов в портовых и пограничных таможнях. Таким образом, внутренние
таможенные границы были ликвидированы и таможенные операции выносились на линию
государственной границы. Реформа 1753 года, дополненная протекционистским
Уставом 1757 года, принесла казне значительную прибыль. Так, до реформы
таможенные сборы составляли 900 тысяч рублей в год, то после реформирования
пограничные таможни доставляли казне свыше 2 миллионов рублей.
Либерализация
таможенной политики во второй половине XVIII века способствовала росту
капиталистических отношений в экономике России и отражала общую направленность
действий правительства. Указом 1767 года и Манифестом 1755 года были отменены
промышленные монополии и провозглашена свобода промышленности и торговли.
Крестьянству предоставлялась возможность заниматься изготовлением и продажей
промышленных изделий, быстро рос объем внешней торговли России. Охрана
российских границ не была сосредоточена в руках одного государственного органа.
В 1782 году Екатерина II учредила таможенную стражу на западной границе в виде
“особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза
товаров”. Она состояла из таможенных надзирателей – по одному на каждые 10
верст, которые несли дозоры на своем участке. Если надзиратель или находившиеся
под его началом объездчики не могли самостоятельно задержать контрабандистов,
они должны были преследовать их до ближайшего селения, в котором обращались за
помощью к местным властям. Поиск контрабанды стимулировался: часть товаров
передавалась в пользу задержателей. В начале XIX века был принят Таможенный
yстав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а
затем пограничную стражу Mинистерства финансов. В 1827 году в страже было 37
кадровых офицеров, 275 запасных офицеров, 3282 рядовых. Надзиратели таможен и
их помощники стали числиться не на гражданской, а на военной службе.
Таможенный
устав 1819 года уточнил понятие контрабанды в России, понимая под этим не
только провоз или пронос товаров через границу мимо таможни, но и неуказание
товаров владельцами в поданных в таможню объявлениях и грузовых документах.
Систему
таможенных учреждений середины XIX века можно представить по Таможенному уставу
1857 года. Таможни и таможенные заставы учреждались по внешней сухопутной и
морской границе империи и царства Польского, а на северо-западе – по границе
России с Финляндией. В зависимости от объема операций таможни делились на
крупнейшие – таможни первого класса (Архангельская, Санкт-Петербургская,
Московская и др.), средние – таможни второго класса (Евпаторийская и др.) и
малые – таможни третьего класса (Николаевская, Мариупольская и др.). Некоторые
таможни имели передовые филиалы. Например, в Санкт-Петербурге форпостом была
Кронштадтская таможня. В некоторых таможнях имелись передовые посты,
называвшиеся заставами. Кроме таможен и застав создавались переходные
таможенные пункты. Таможни одного региона группировались в таможенные округа:
Санкт-Петербургский, Ревельский, Рижский, Либавский, Одесский и другие. В
дополнение к линии таможен и застав “для отвращения” тайного провоза товаров
учреждалась пограничная стража. Определенный интерес для организации
современной российской таможенной службы представляют некоторые требования к
таможенным служащим, предусмотренные Уставом 1857 года. Начальниками таможенных
округов, управляющими и членами таможен могли назначаться лица, “не служившие
по таможенной части, поскольку “таможенная служба требует чиновников опытных, в
верности испытанных и доверия достойных”. “Никакое начальство, ни гражданское,
ни военное, не входит ни в какие непосредственные распоряжения по таможенной
части” (ст. 226). Таможенное начальство вправе требовать помощи от местных властей
только в случае, если при исполнении обязанностей они встретят упорство или
сопротивление; местные начальники и чиновники обязаны оказывать таможенным
учреждениям помощь при первом обращении. Таможенные чиновники не должны
требовать и принимать подарки ни деньгами, ни вещами, ни услугами. За взятку
наказывались и чиновник, и лицо, вовлекшее таможенного чиновника в служебное
преступление.
Таможенный
устав 1892 года упорядочил таможенную охрану на море и в прибрежных водах.
Пространство воды в три морские мили от берега (как на материке, так и на
островах) признавалось таможенной полосой, в пределах которой все суда
подлежали досмотру русских таможенных властей. В случае неподчинения
разрешалось преследовать судно не только в прибрежных, но и в нейтральных
водах. В начале XX века в системе российских государственных доходов таможенные
сборы играли крупную роль, занимая второе место после доходов от торговли
крепкими спиртными напитками. Таможенные доходы составляли 14,5% активов
царского бюджета, а в абсолютных цифрах – более 200 млн руб. в год. Таможенный
устав 1904 года установил новую структуру таможенных органов. Теперь таможенная
система России состояла из департамента таможенных сборов, окружных и
участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Каждая
таможня и таможенная застава находилась под гласным надзором управляющего и
состояла из таможенных и канцелярских чиновников, а также из вольнонаемных
досмотрщиков и служителей. Новым в Таможенном уставе 1904 года был раздел “О
привозе товаров по железным дорогам”, отражавший быстрое строительство железных
дорог в России и, как следствие, адаптацию таможенных операций к этому виду
транспорта. На содержание таможенного ведомства в 1909– 1913 гг. расходовалось
ежегодно в среднем 11,5 млн руб., на пограничную стражу–14,8 млн руб. Общий
расход на охрану границ специальным аппаратом в размере 26,3 млн руб. составлял
всего 8% от доходов. В этот период статус таможенной службы, ее функции,
полномочия, организационная структура не оставались неизменными, они
приспосабливались, видоизменялись в соответствии с внутренними и внешними
экономическими интересами и потребностями государства. В развитии таможенной
системы в этот период можно выделить несколько этапов.
Ко
времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом
1910 года. Таможенным делом руководил образованный в 1864 году в составе
Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который находился в
довольно плачевном состоянии. Большинство таможен было закрыто, а их служащие
эвакуированы. Таможенная система в России практически была разрушена. В
сентябре 1917 года на съезде таможенных служащих был образован ЦК профсоюза
таможенных работников, который более года фактически руководил таможенным
ведомством при поддержке наркома финансов В. Р. Менжинского. В начале 1918 года
возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов. Таможенные
учреждения признавались органами центральной Советской власти, никакие
гражданские и военные власти, профессиональные организации не могли вмешиваться
в деятельность таможен (ст. 4. 5). В целом этот декрет был крупным актом о
создании советских таможенных учреждений.
Декретом
СНК от 29 июня 1918 года департамент таможенных сборов был переименован в
Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение
Наркомата торговли и промышленности (НКТиП); последний в 1920 году был
преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ), к которому перешли
все функции в области управления таможенным делом. Положение об НКВТ
рассматривало таможенное дело как составную часть внешнеторговой деятельности.
В соответствии с этим постановлением Главное таможенное управление (ГТУ) вошло
в состав НКВТ, а таможенные округа стали органами НКВТ на территории СССР.
Новая государственная власть, пришедшая к управлению страной в результате
Октябрьского переворота в России, скептически отнеслась к дореволюционной
системе таможенных органов, так же, как и к концепции таможенного дела.
Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли по
существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и
сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом
регулирования внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно
предлагалось закрыть таможенные учреждения. Переход в начале 20-х годов к нэпу
реанимировал утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное
структурное развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 год
формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом,
адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенные
учреждения того времени. Начальники округов, руководимые ГТУ таможенные
учреждения подразделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и
таможенные посты. К 1922 году ГТУ объединяло 283 местных таможенных учреждения
(134 таможни и 149 таможенных постов), входивших в состав восьми округов –
Петрозаводского, Западного, Украинского, Южного, Закавказского, Туркестанского,
Семипалатинского, Сибирского и двух участков – Петрозаводского и Крымского. В
системе таможен в 1922 г. работало 4850 человек. В 1924 году Таможенный устав
законодательно закрепил систему таможенного управления, сформировавшуюся в
середине 20-х годов. Согласно ст. 1 Устава таможенным делом на всей территории
Союза ССР управлял Наркомат внешней торговли, который осуществлял свои задачи
как в центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное
управление. Главное таможенное управление (ГТУ) разрабатывало планы всех
таможенных мероприятий общего характера. ГТУ подразделялось на отделы:
административно-хозяйственный, тарифный, оперативно-судебный, по борьбе с
контрабандой, сметно-расчетный, статистический и инспекторскую часть. Анализ
структуры ГТУ показывает, что в то время правоохранительная составляла
незначительную часть деятельности управления; ее деятельностью занимался только
один отдел по борьбе с контрабандой, а все остальные отделы замыкались на
тарифно-пошлинной и фискальной деятельности. Таможенный устав 1924 года
устанавливал сложную четырехзвенную систему управления таможенным делом
(НКВТ-ГТУ – уполномоченные НКВТ, отделения ГТУ – районные таможенные
инспекторские управления – таможни и таможенные посты). Поскольку таможни
первого разряда контролировали деятельность всех таможенных учреждений,
входящих в их район, то фактически получалась пятизвенная система управления.
Реальная же картина организации таможенных органов была еще более
разнообразной: на практике существовала и трехзвенная система управления (в
УССР, в РСФСР, где районных управлений не было), и двухзвенная (три таможни –
Астраханская, Архангельская и Московская – подчинялись непосредственно ГТУ).
Внешнеторговая политика опять основывается на принципе государственной
монополии, а таможенные органы постепенно утрачивают свои наиболее существенные
функции и перестают выполнять роль фискальных учреждений. В 1925 году в соответствии
с планом реорганизации таможенного аппарата на местах на территории СССР было
создано 11 районных таможенных инспекторских управлений: Карельское,
Северо-западное, Белорусское, Северокавказское, Туркменское, Узбекское,
Алма-атинское, Зайсанское, Читинское, Благовещенское, Владивостокское. Таможни
первого разряда учреждались при железнодорожных станциях и в портах с большим
грузооборотом; второго разряда – в небольших портах на реках и озерах, а также
на шоссейных дорогах; третьего разряда – на грунтовых дорогах. Открытие и
упразднение таможенных учреждений, изменение их дислокации, отнесение таможен к
тому или иному разряду, переименование постов в таможни и таможен в посты
производил НКВТ. Оформление экспортно-импортных грузов, а также контроль за
перемещаемым через границу имуществом осуществляли таможни первого и второго
разрядов. Таможни третьего разряда имели право на указанные действия, если это
не требовало специальной технической экспертизы. Таможенные посты занимались
только пропуском пассажиров, багажа и ручной клади, а также пересылкой
международных почтовых отправлений.
В
период с 1929 по 1932 год все более отчетливой становится тенденция к отказу от
экономической модели управления и доминированию административно-командных
методов регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и
внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию таможенного дела.
Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко
уменьшился состав участников внешнеторговых связей. Таможенное дело в целом и
таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании
экспортно-импортных операций. В 1932-1934 годах был упорядочен ускоренный
пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по
таможенным пошлинам за эти грузы, в связи с чем сократилось число таможенных
служащих. Например, аппарат сотрудников Московской, Ленинградской и Одесской
таможен, насчитывавший по 800-1000 человек, был сокращен в каждой из них в 6-8
раз.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 года был утвержден новый
Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 года он был
значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела).
Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий
всего 7 статей. Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к
ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его
состав Главное таможенное управление (ст. 1 Кодекса). Среди функций таможенных
учреждений выделялись контроль за соблюдением государственной монополии внешней
торговли, совершение таможенных операций и борьбы с контрабандой. К моменту
принятия Таможенного кодекса 1964 года существенные изменения претерпела
структура самого ГТУ. Оно состояло из отделов: оперативно-инспекторского, по
борьбе с контрабандой, таможенного права и международных связей, кадров,
финансирования, бухгалтерского учета и контроля. В системе ГТУ уже не
существовало структурного подразделения, непосредственно занимавшегося
вопросами тарифно-пошлинного регулирования.
Устанавливалась
двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения
(таможни и таможенные посты) подчинялись непосредственно ГТУ. Создание,
реорганизация и ликвидация таможен и таможенных постов производилась
Министерством внешней торговли. Принятые после 1964 года нормативные акты по
таможенному делу не внесли существенных изменений в таможенное управление.
Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1993 году Таможенного кодекса
определялось подзаконным нормотворчеством – постановлениями Совета Министров
СССР и ведомственными актами. Общее руководство таможенными вопросами
осуществлял высший исполнительно-распорядительный орган – Совет Министров,
который определял также основные направления дальнейшего развития таможенной
системы. Во главе таможенной системы стояло Главное управление государственного
таможенного контроля при Совете Министров – центральный таможенный орган.
Главное управление государственного таможенного контроля отвечало за таможенный
контроль, борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил, за эффективное
применение таможенного тарифа. Основными структурными единицами ГУГТК при
Совете Министров СССР были управления и отделы. В составе центрального аппарата
действовали: Управление организации таможенного контроля, Управление по борьбе
с контрабандой и нарушениями таможенных правил, Техническое управление,
Управление кадров и учебных заведений, Управление таможенного права, Управление
таможенной политики и внешних связей, Экономическое управление, Отдел контроля
за печатными и аудиовизуальными материалами. Статус таможен определялся рядом
актов. В структуру местных таможенных учреждений могли входить отделы:
оперативный, пассажирский, почтово-грузовой, дипломатических грузов, контроля
за грузами советских выставок, контроля за грузами инофирм, технических средств
контроля, по борьбе с контрабандой, оперативно-технического обеспечения.
Таможни и таможенные посты по их дислокации делились на пограничные и
внутренние. По специфике деятельности местные таможенные учреждения можно было
подразделить на сухопутные, воздушные, морские, (речные). Зоны деятельности
таможен были неодинаковы по размерам, поэтому и число таможенных постов,
входивших в ту или иную таможню, было различным. Например, Иркутская и
Керченская таможни вообще не имели таможенных постов. В составе Чопской
таможни, в зону деятельности которой входили три пограничных района
Закарпатской области, действовало пять таможенных постов (Батеево, Звонковский,
Лужайка, Тисса, Косинский). Увеличение числа международных перевозок и рост
объема международного пассажирского сообщения обусловили в 1987-1990 годах
значительный рост числа местных таможенных учреждений. Только с марта по август
1989 года число таможен увеличилось с 87 до 95. В это время явно наметился
переход от чисто территориального принципа построения местных таможенных
учреждений к созданию сети таможен по федеративному принципу. Ряд крупных
таможен, зоны деятельности которых почти полностью совпадали с территориями
союзных республик, были переименованы в республиканские. Так, Тбилисская
таможня была преобразована в Грузинскую республиканскую. В Таджикистане,
Узбекистане, Казахстане, Азербайджане, Армении, Латвии, Литве, Эстонии также
учреждались республиканские таможни. Интересно, что в республиканскую была
преобразована Дальневосточная таможня, зона деятельности которой ограничивалась
Приморским краем. Таможенный кодекс РФ и Закон "О таможенном тарифе",
принятые в 1993 году, внесли существенные изменения в организацию таможенного
управления. Предусматривалось создание двух координационных органов –
Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным
незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый
Таможенный кодекс легализовал фактически уже сложившуюся трехзвенную систему
таможенных органов: центральный таможенный орган – региональные таможенные
управления – таможни. Таким образом, несмотря на ограниченность историческими
рамками, непоследовательность и противоречивость, предшествующий опыт создания
и функционирования таможенной службы представляет значительный
теоретико-прикладной интерес для формирования и развития российской таможенной
системы. Необходимо использовать исторический опыт при подготовке
основополагающих таможенно-правовых актов, прежде всего актов о статусе
таможенных органов разных уровней, особенно при определении их структуры и
компетенции. Опыт систематизации и кодификации таможенного законодательства,
освещённый в таможенных кодексах, может быть применен при создании более
оптимальной модели таможенной службы и схемы управления таможенным делом.
Многие правовые категории, нормы и институты кодексов, такие, как понятие и
содержание таможенного дела, определение таможенного тарифа, классификация
таможенных пошлин, система таможенных органов, специфика таможенного контроля и
ряд других, необходимы при подготовке новых правовых актов о задачах, функциях
и основных полномочиях федерального органа уполномоченного в области
таможенного дела, региональных таможенных управлений и таможнях, а также о
таможенных постах.
Контрольные
вопросы
1. Определите основные этапы
становления и развития таможенной службы.
2. Какие подразделения входят в
систему таможенных органов в Российской Федерации?
3. Какова структура Федеральной
таможенной службы Российской Федерации?
4. каков порядок назначения
должностных лиц Федеральной таможенной службы Российской Федерации?
5. Назовите основные направления
деятельности таможенных органов.
6. Определите порядок
осуществления полномочий таможенных органов.
Комментарии
Отправить комментарий