Органы, осуществлявшие полицейские функции
В Русском
государстве в течение нескольких веков полицейские функции осуществляли
различные государственные органы. В первых государственных образованиях
восточных славян (VI—VIII вв.), а затем и в Древнерусском (Киевском) государстве (IX—XII вв.) полицейские функции осуществлялись при помощи
княжеских дружин. По мере развития феодального общества полицейские функции
начинают выполняться и некоторыми должностными лицами княжеской администрации.
Так, «Русская правда» упоминает о мечниках и вирниках, осуществлявших
исполнение судебных приговоров путем взыскания с осужденных штрафов — вир,
продаж, а также судебных пошлин.
В дальнейшем
сеть органов, выполнявших функции полиции, расширяется. Это происходит потому,
что процесс общественной жизни усложняется: обостряются классовые противоречия,
развиваются общеуголовная преступность, другие правонарушения.
Преступление
стало рассматриваться прежде всего как деяние, нарушающее интересы государства,
правопорядок, установленный государством. В силу этого роль государственных
органов в расследовании и раскрытии преступлений существенно возрастает. В XV в. начинает складываться, а в XVI и XVII вв. становится ведущей процессуальная форма, получившая название «розыск»
или «сыск». Так обозначалось расследование по тому или иному делу, которое
производилось государственными органами. Сыскари допрашивали обвиняемого,
изыскивали доказательства и т.д. При этом использовались различные методы, в
том числе и методы негласного характера. В частности, согласно изданному 2 сентября
1695 г. именному царскому указу, воеводам в городах предписывалось «про воров и
разбойников проведать тайно всякими мерами». Однако главное значение в
розыскном процессе имела пытка. «А приведут татя... и того татя пытать», —
гласила статья 9 главы XXI Соборного Уложения
1649 г.;
Признание подследственного, достигнутое в результате
пытки считалось доказательством его вины и служило основанием для наказания.
В XV — начале XVI века возникают и своего рода розыскные органы. Таковыми стали так называемые
«особые обыщики». Они присылались из Москвы «в случае умножения в какой-либо
местности разбоев и татев». Но обыщики приносили мало пользы. Вместо оказания
помощи в борьбе с преступностью они причиняли местному населению только убытки.
Жалобы на
притеснения со стороны обыщиков побудили Ивана Грозного ввести постоянный
полицейский орган из числа местных выборных людей — губных старост. Они
избирались на несколько лет из дворян. Необходимо было, чтобы кандидат на эту
должность и «грамоте был горазд, и душою прям, и животом прожиточен». После
выборов губные старосты давали присягу в Разбойном приказе. Помощниками губных
старост были губные целовальники, избиравшиеся «сошными людьми». Губные
старосты и целовальники составляли губную избу, орган местного самоуправления в
уезде, выполнявший также полицейско-судебные функции. Губные избы ведати
«разбойные, и убийственны, и татийные дела, про татей и про разбойников
сыскивали и того смотрели и берегли накрепко, чтобы однолично нигде татей и
разбойников, разбойничных станов и приездов не было».
С
учреждением института губных старост посылка особых обыщиков из Москвы
прекратилась, но ненадолго. Вскоре их стали вновь направлять, т.к. преступления
приобретали такой размах, что для их пресечения нередко возникала необходимость
в применении военной силы.
Перед началом розыска особые обыщики и губные старосты
были обязаны произвести так называемый повальный обыск — опрос представителей
всех социальных групп: бояр, детей боярских, служителей религиозного культа,
крестьян — «с выти по человеку». Сведения, полученные от лиц, подвергшихся обыску,
записывались губными дьяками в «списки», к которым эти лица «прикладывали»
руки. «Лихих людей», чьи имена были названы при повальном обыске, доставляли к
обыщику или губному старосте, а если они не были задержаны, то принимались меры
к их поимке.Деятельность губных органов направлялась существовавшим с 1539 г.
Разбойным приказом, который выступал как центральный полицейско-судебный орган.
Он санкционировал приговоры губных органов, являлся второй инстанцией для
рассмотрения разбойных и татийных дел на территории всего государства (кроме
Москвы и Московского уезда).
В 1682 г.
приказ стал именоваться Разбойным сыскным приказом, в 1683 г. — сыскным
приказом. В 1687 г. — приказом сыскных дел. В 1701 г. этот орган был
ликвидирован, а его делами стали ведать те приказы, к которым «подсудимые ему
лица были ведомы по другим делам».
В XVI в. в Москве и Московском уезде полицейские функции осуществлял Земский
приказ (земский дьяк впервые упоминается в 1500 г.). Земский приказ занимался
не только преследованием разбойников и иных «лихих людей», но и ведал сбором
податей с посадского населения Москвы, а также наблюдал за порядком и
благоустройством в столице. Последнее осуществлялось Земским приказом при
помощи довольно обширного штата полицейских чиновников. В ночное время, чтобы
обезопасить жителей от воров, улицы города перегораживались решетками. Возле
них дежурили «решеточные сторожа», которые должны были задерживать запоздалых
прохожих. Противопожарную службу несли «объезжие головы», которые в
определенное время ночью обязаны были «ездить да огни гасить». За порядком на
улицах и площадях, в корчмах и других общественных местах наблюдали ярыжки,
низшие полицейские чины.
В конце XVI в. Земский приказ был объединен со Стрелецким, который стал осуществлять
полицейские функции в Москве. При этом стрельцы направлялись «на поимку татей,
разбойников и грабителей».
В 1649 г. царь Алексей Михайлович издает «Наказ о
градском благочинии». По Наказу, в Москве, а позднее и в других городах, «для
бережения от огня и всякого воровства» привлекались для дежурства объезжие
головы, которые вместе с десятскими, назначенными из местного населения, должны
были с рогатинами, топорами и водоливными трубами «по улицам и переулкам день и
ночь ходить и беречь накрепко, чтобы в улицах и переулках бою и грабежу, и
8 корчмы и табаку и иного какого воровства... не было».
В 1669 г.
институт губных старост был упразднен. Их функции передали воеводам.
К числу
полицейских функций, возникших задолго до создания регулярной полиции,
относится надзор за передвижением населения. Еще в Древнерусском государстве
было установлено требование «знатка» для каждого не принадлежавшего к общине
человека, т.е. требование, чтобы один из членов общины поручился за него. С XIII в. известны проезжие грамоты для иностранцев, которые были своеобразным
удостоверением личности и в то же время позволяли местным властям
контролировать их поведение. Развитие торговых и дипломатических отношений с
другими государствами обусловило появление проезжих грамот для русских,
отъезжающих за границу.
Требование
законодательного удостоверения личности было закреплено в Соборном Уложении
1649 года, которое предусматривало три вида удостоверения личности: 1) проезжие
грамоты в иные государства; 2) проезжие грамоты для служилых людей Сибири и
Нижней Волги; 3) проезжие грамоты для иностранцев.
Введение
такого контроля преследовало цели защиты государственных интересов, поэтому
нарушение установленного «паспортного режима» строго каралось, вплоть до
смертной казни. Так, если по возвращении отлучившегося «без проезжей грамоты
самовольством» будет доказано следствием, что «он впрямь ездил в иное
государство без проезжей грамоты для измены или иного какого лихого дела», то
таковой подвергался смертной казни. Если же будет обнаружено, что отлучившийся
ездил «для торгового промыслу», то «ему за то учинити наказание бити кнутом,
чтобы на то смотря иным неповадно было так делати».
В то же
время Соборное Уложение обязывало воевод выдавать проезжие грамоты «без всякого
промедления».
В конце XVII века право
передвижения населения все более ограничивается. Царские указы 1684 и 1686
годов запрещали проживать в Москве лицам «без поручных записей». До середины XVII века политические преступления не были выделены из числа общеуголовных
преступлений. Специальных учреждений, в функции которых входило бы
преследование исключительно политических преступлений, не существовало.
Следствие и суд по ним осуществлялись как местными органами власти (воеводами),
так и различными приказами. Однако уже в начале XVII века политическому сыску стало придаваться большое значение, правительство
начало выделять дела, связанные с политическими преступлениями в особо важную
группу. Для обозначения политических преступлений вошло в обиход выражение
«слово и дело государево». При этом правительство требовало от воевод, чтобы
они «вели следствие по «слову и делу» быстро, тщательно и в обстановке
секретности. За проведением политического сыска устанавливался постоянный
контроль со стороны царя и высших органов государственной власти. Воеводам из
приказов посылались подробнейшие инструкции о том, как вести следствие, о его
ходе они должны были незамедлительно сообщать в центр. Приказные судьи, в свою
очередь, постоянно докладывали о ходе следствия Боярской думе и царю. Иногда
Дума и царь сами вели допросы и выносили приговоры.
Соборным
Уложением 1649 года политические преступления выделяются в отдельную группу.
Этим подчеркиваюсь их особая опасность. Все подданные Русского государства (в
том числе крепостные крестьяне) были обязаны доносить правительству о
политических преступлениях. По закону недоносительство каралось смертной казнью
(кто «про такое дело ведал, и не известил»).
В
царствование Алексея Михайловича политические преступления по-прежнему
находились в ведении воевод и приказов, в их разборе продолжала принимать
участие и Боярская дума. Так, в 1671 г. члены Думы лично
допрашивали Степана Разина.
Вместе с тем в этот период начинают создаваться
специальные органы политического сыска. Таковым стал, в частности, Приказ
тайных дел, или Тайный приказ (1650— 1676). Этот орган не был
узкоспециализированным, оставался многофункциональным. Тем не менее он сыграл
известную роль в истории развития органов политического сыска, т.к. часть дел
по политическим преступлениям концентрировалась и расследовалась в Тайном
приказе. Политические дела брались в Тайный приказ из других приказов, из
Боярской думы, а также по особому распоряжению царя. Таким образом, Тайный
приказ выступал как своеобразный орган надзора, пользовав-
10 шийся правом пересмотра и нового решения дел. Кроме
Тайного приказа политические дела рассматривались специально создаваемыми
следственными комиссиями каждый раз по особому случаю. Возглавлялись комиссии
обычно близкими к царю лицами (два-три человека — боярин, окольничный или
стольник и дьяк). Обычно комиссии создавались для следствия и суда над
участниками массовых движений. Например, о восстаниях в Великом Устюге, Курске
в 1648 году. Но были и своего рода курьезные дела, например, дело холопа Г.
Сумарокова (1660), который стрелял по галкам из пищали, а попал в царские
хоромы. Приговор был суров: отсечены правая рука и левая нога.
Создание Тайного приказа и следственных комиссий, новых,
более гибких форм было не случайным. Правление царя Алексея Михайловича
протекало в условиях острых социальных противоречий, выливавшихся в самые
крайние формы. Достаточно вспомнить городские восстания в Москве, Великом
Устюге, Курске, Пскове и других городах, Соловецкое восстание и крестьянскую
войну 1670—1671 гг. Это делало необходимым укрепление карательного аппарата, в
том числе и политической полиции. Однако ее коренная реформа была проведена
Петром I.
Тюремные учреждения
Наряду с
полицейской службой на Руси возникла и развивалась система исполнения
наказаний, связанных с лишением свободы. Тюрьма как средство наказания
преступников появляется довольно рано. Уже в правовых актах XII—XIII вв. говорится о заключении в погреба или порубы, сопровождавшемся
заковыванием преступника в кандалы. Однако есть все основания предположить, что
эта практика сложилась значительно раньше, а в XII—XIII вв. нашла свое отражение в законодательстве. По мере
дальнейшего развития русского феодального общества и обострения классовой
борьбы тюрьма приобретает все больший удельный вес в системе карательных
учреждений Русского государства. Уже в XVI в. тюремное заключение становится одним из важнейших средств наказания
преступников. В Судебнике 1550 года тюремное заключение занимает значительное
место. Еще больше возрастает роль тюрьмы в XVII в., когда классовая борьба между крестья нами и феодалами становится
крайней острой. Соборное Уложение 1649 года предусматривает тюремное заключение
в 40 случаях, причем этот вид наказания получает в Уложении довольно подробную
регламентацию. Соборное Уложение знает бессрочное тюремное заключение («до
государева указу», «покамест порука будет»), пожизненное тюремное заключение
(для разбойников и «иных лихих людей»), тюремное заключение на определенный
срок — от одного дня до четырех лет. Кроме того, устанавливался неопределенный
срок тюремного заключения.
Тюремное
заключение назначалось за совершение целого ряда преступлений: нарушения благочиния
в церкви и на государевом дворе; проступки по службе; оскорбление чести;
угрозы, сопротивление власти и преступные деяния против порядка управления;
подлог, татьбу, разбой; укрывательство вещей, добытых преступным образом;
чадоубийство; неумышленное убийство; побои, увечья; кормчество.
Управление
тюремной системой в Русском государстве в XVII в. было децентрализовано. Единого органа, который ведал бы тюрьмами, не
существовало. Тюрьмы находились в ведомстве Стрелецкого, Земского, Разбойного и
некоторых других приказов.
На местах
тюрьмами управляли воеводы и губные старосты. Соборное Уложение 1649 года (гл. XXI, ст. 101) следующим образом определяет обязанности губного старосты в деле
управления тюрьмой: «В городех тюрьмы ведают Губные старосты, и Губным
старостам доведется тюрьмы и тюремных сидельцев осматривати почасту, чтобы
тюрьмы были крепки, и у тюремных бы сидельцов в тюрьмах ничего не было, чем им
из тюрьмы вырезатися...». В самих тюрьмах администрация состояла из
целовальников и сторожей. Их главной обязанностью было не допустить побегов
заключенных.
Тюрьмы подразделялись на постоянные и временные.
Постоянные тюрьмы находились в монастырях, а также в Москве и некоторых других
городах (Муроме, Устюге, Шуе, Верхотурье и др.). Временные тюрьмы строились
главным образом в местах ссылки для приговоренных к отбыванию ссылки в тюрьме.
Кроме того, в 1697 г. в Верхнетурье была построена особая
12 пересыльная тюрьма, а в Москве в XVII в. существовала бражная тюрьма. В нее заключались лица, задержанные в пьяном
виде. В случае повторного задержания виновный наказывался кнутом и мог быть
водворен в эту тюрьму на «долгие сроки».
- Тюремные
помещения строились каменные, земляные и деревянные. Каменные тюрьмы, в которых
содержались заключенные, находились в монастырях, кельях и погребах. Каменные
тюрьмы, как правило, принимали государственных преступников и раскольников.
Земляная
тюрьма представляла собой вырытую в земле яму, в нее опускался бревенчатый
сруб. Если внутреннего деревянного сруба не было, то заключенный находился
просто в яме. Земляные тюрьмы в основном предназначались для политических и
религиозных преступников, которых стремились не только изолировать, но и
создать им особо строгий и суровый режим. В такой тюрьме в деревне Ныроб
Пермской области отбывал наказание боярин М.Н. Романов. По условиям содержания
узник не покидал своего места заключения до конца срока наказания, пищу ему
спускали в яму на веревках.
Деревянная
тюрьма — это огражденный высоким забором двор, в котором ставилось несколько
изб. Вокруг каждой избы также возводился частокол (острог). Данный вид тюрем
подразделялся на две категории: губные и опальные. В губных сидели за татьбу и
разбой, «смертное убийство», поджог, ведовство; в опальных — за преступления в
сфере экономики, «по исцовым искам» и в «боярских делах, люди их и крестьяне».
Тюрьма в
Русском государстве была ярко выраженной феодальной. Она обрекала человека,
попавшего туда (а это, как правило, был крестьянин или черный посадский
человек), на неминуемую мучительную смерть. Заключенные в тюрьмах содержались в
очень тяжелых условиях. Помещения были холодными, грязными и переполненными (на
одного заключенного в среднем приходилось около 2 кв. м. площади).
Заключенные
обычно находились в тюрьмах без оков. Оковы надевались по общему правилу лишь в
тех случаях, когда арестанты работали вне тюрьмы или собирали подаяние.
Имеющиеся в памятниках права упоминания о «колодниках, железах и кандалах»
скорее всего относятся к частным случаям, когда имелось специальное предписание
«заковать и посадить в железах». В этих случаях на заключенных надевались
железные оковы или деревянные колодки (отсюда название «колодники»), причем
оковы были очень тяжелыми — их вес иногда доходил до пяти пудов. Иногда
тюремное заключение соединялось с наказанием батогами, кнутом, имущественной
взысканиями. В отдельных случаях тюремное заключение соединялось с
«изувечивающими» наказаниями. Для религиозных и политических преступлений оно
могло соединяться со ссылкой.
Прокормление
тюремных сидельцев доставляло мало заботы государственной власти: заключенные
кормились главным образом своими средствами или мирским подаянием. В 1662 г. во
всех тюремных учреждениях вводится «государственное жалованье», или «кормовые
деньги». Однако основным источником их существования по- прежнему оставалась
милостыня.
Г.К.
Котошихин, подьячий Посольского приказа, писал о содержании заключенных в
Русском государстве XVII в.: «А которых людей на Москве
и городех воров, разбойников и татей, и в иных злых делах приводят и сажают их
в тюрьму: и тех людей, у кого есть отцы и матери, или иные сродичи и жена и
дети, кормят их сами, своим. А у которых нет сродичей и кормитися нечим, и из
тех воров, которые в малых винах сидят, на всякий день из тюрем выпущают по два
человека, скованных, с сторожами, собирати по людем, по торгам и пег дворам
милостыню, денгами и хлебом; а что они которого дни соберут, мало или много, и
то меж себя делят с товарищи все вместе, и тем себя кормят».
В XVII в. с завоеванием Сибири и южных окраин в России как наказание начинает
широко применяться ссылка в определенные правительством места. Она заменила
собой более древнее «изгнание вон из земли...».
Соборное Уложение 1649 года назначает ссылку в немногих
случаях, но таких, что по состоянию тогдашней жизни должны были обеспечить
большое число ссыльных. Так, за исключением случаев смертной казни, ссылке
подлежали: все воры и разбойники, мошенники после отбытия ими тюремного
заключе-
14 ния; содержатели питейных заведений (после первичного
наказания их кнутом и вырывания ноздрей) за нарушение монополии государства на
торговлю спиртным; чиновники, которые во второй раз, после наказания за первый,
пойманы за нарушение отчетности; соучастники в краже из жилища, если одним из
них совершено убийство; горожане, если при расследовании скроют или изменят
свое имя. Кроме того, ссылке.
Социально-экономическое
развитие России в середине XVII в. привело к
окончательному закрепощению крестьян, установлению крепостного права и, как
следствие, росту их классового сопротивления. Как уже отмечалось, вторая
половина XVII — начало XVIII в. характеризуется крайним обострением классовых противоречий,
выливавшихся в формы массовых выступлений городских и сельских низов. Все это
делало необходимым дальнейшее упрочение феодального государственного механизма,
усиление контроля государства за всеми сторонами жизни общества, принятие мер к
дальнейшему укреплению общественного порядка.
Фактором,
ускорившим процесс укрепления российского государственного механизма, явилась
внешняя военная опасность со стороны соседних государств (Речь Посполитая,
Швеция, Турция). Поэтому закономерным следствием социально-экономического и политического
развития России во второй половине XVII — начале XVIII века явилось утверждение абсолютной монархии. В бюрократически
централизованном государственном механизме абсолютизма, представлявшего собой
не что иное, как самовластие чиновников и полиции, исключительно возросла роль
карательных органов, в первую очередь постоянной армии и полиции. Впервые в
истории России был создан специальный орган, отделенный от
административно-судебных органов, — регулярная полиция. Первоначально полиция
возникла в Петербурге — новой столице Российского государства. В 1715 г. здесь
учреждается полицейская канцелярия (Указ от 20 мая 1715 г.), при которой для
исполнения полицейских обязанностей состояли солдаты и унтер-офицеры.
Следующий, более существенный шаг был сделан в мае 1718 г., когда в Петербурге
была учреждена должность генерал- полицмейстера, в подчинении которого
находилась полицмейстерская канцелярия.
Регулярная полиция создавалась как орган, на который воз-
16
лагались обширные задачи по обеспечению «добрых гражданских
порядков». Свидетельством важности этих задач является тот факт, что Петр I лично написал «Пункты, данные Генерал-полицмейстеру Дивиеру для
руководства». В них по сути дела формулировалась программа деятельности
полиции, определялись ее роль и место в государстве. Существо этой программы
можно свести к трем группам обязанностей полиции: 1) надзор за благоустройством
и санитарией; 2) охрана общественного порядка и борьба с преступностью; 3)
обеспечение пожарной безопасности. Для большей наглядности, сохраняя
исторический колорит, приведем формулировки «Пунктов»:
1) Смотреть, чтобы все строение было регулярно построено по Его Царского
Величества указу; печи, камели и трубы печные были бы также по указу, чтобы
никакое строение за линию не выходило; чтобы улицы и переулки были ровны и
изрядны.
2) Чтобы берега рек и протоков, а также сточные канавы были хорошо укреплены,
дабы весною и в дожди землею их не заносило, и чтобы вода нигде не
останавливалась.
3) Чтобы улицы и переулки содержались в чистоте, были бы сухи и чтобы проезд
по ним был не труден.
5) Чтобы торговцы не продавали съестных припасов
недоброкачественных, а тем более вредных для здоровья. Чтобы меры и весы были
верные и чтобы цены на съестные припасы были объявлены умеренные.
7) Прекращать всякие ссоры на улицах и рынках, арестуя виновных и отсылая их в
надлежащий суд с их допросами и делом.
8) Всякую четверть года осматривать печи, камели, в поварных очаги и прочие
места, где водится огонь и предостерегать хозяев, чтобы с огнем обращались
осторожно.
9) Искоренять подозрительные дома, как то: шинки, игорные дома, притоны
разврата.
10) Гулящих и слоняющихся людей, а также нищих арестовывать и допрашивать; буде
же кто в допросе со словами своими несходен явится, оных определять на работу.
12) Для охранения от воров и пожаров определить со дворов караульщиков.
Против воров надлежит иметь какое-нибудь оружие, а на случай пожара ведра,
топоры, войлочные щиты, лестницы деревянные, трубы, а в некоторых сборных
местах крюки, парусы и большие водоливные трубы. По ночам караульщики должны
ходить с трещетками. А для лучшего способа к пойманию и пресечению проходов
воровских и прочих непотребных людей сделать по концам улиц шлагбаумы, которые
опускать по ночам, и иметь при них караулы с ружьями.13) Для лучшего наблюдения
за выполнением предписанного сиими пунктами, назначить в каждой слободе или
улице старосту и с каждых десяти дворов десятского из тех жителей с тем, чтобы
каждый десятский за своим десятком накрепко смотрел, чтобы чего не случилось противного
запрещению; и если за нем что усмотрят, о том тотчас объявлять старосте, а этот
— полицмейстеру. Также учинить распорядок между жителями, кому с каким пожарным
орудием являться на пожары.
Еще более
конкретно и четко, а главное, на законодательном уровне задачи полиции
определялись в Регламенте Главного магистрата, изданном в 1721 г.
Содержание
этого документа характерно для так называемого полицейского государства,
существование которого относится ко времени утверждения абсолютизма. В Западной
Европе, в частности, во Франции, в Германии в XVII—XVIII вв. в условиях абсолютизма особое значение для правового
регулирования общественных отношений имели так называемые «полицейские
регламенты» (во Франции — административные эдикты и ордонансы, в Германии — имперские
полицейские регламенты). Они регулировали самые разнообразные стороны жизни
общества — от торговли до одежды, которую носили представители тех или иных
социальных слоев. Такая подробная регламентация жизни подданных преследовала
цель внести в нее упорядоченность и стабильность. Разумеется, полицейское
государство как символ строгого порядка и всесторонней регламентации жизни
людей — институт феодального общества. Оно — антипод правового государства,
зарождение которого связано с развитием буржуазных отношений. Однако следует
признать, что на определенном историческом этапе полицейское государство как
институт упорядоченности общественной жизни выполняло позитивную роль.
Думается, рассматривать содержание Регламента Главного
магистрата следует с этой точки зрения. В нем, в частности, указывалось:
полиция «споспешествует в правах и в правосудии, рождает добрые порядки и
нравоучении, всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и
обманщиков и сим подобных, непорядочное и непотребное житие отгоняет и
принуждает каждого к трудам и честному промыслу,
18
чинит добрых
досмотрителей, тщательных и добрых служителей, города и в них улицы регулярно
сочиняет, препятствует дороговизне и приносит довольство во всем потребном к
жизни человеческой, предостерегает все приключившиеся болезни, производит
чистоту по улицам и в домах, запрещает излишество в домовых расходах и все
явные погрешении, призирает нищих, бедных, больных, увечных и прочих неимущих,
защищает вдовиц, сирых и чужестранных, по заповедям Божиим, воспитывает юных в
целомудренной чистоте и честных науках; в кратце ж над всеми сими полиция есть
душа гражданства и всех добрых порядков, и фундаментальный подпор человеческой
безопасности и удобности».
Как видим,
полиция выступает здесь как носитель доброго начала, призванный избавлять
общество и отдельных его членов от всего вредного, отрицательного,
способствовать развитию позитивных процессов. Естественно, в реальной жизни
дело обстояло сложнее, и далеко не все положения Регламента Главного магистрата
находили реализацию.
Вслед за
столицей органы регулярной полиции стали создаваться в других городах. 19
января 1722 г. в Москве учреждается должность обер-полицмейстера, которому Петр
I также направил подробную инструкцию.
Правовой
основой строительства регулярных полицейских органов в масштабе страны стал
законодательный акт «Об учреждении полиции в городах» от 23 апреля 1833 г. В
соответствии с ним создавалась полиция в губернских и других городах. Это стало
важной вехой в развитии полицейского аппарата в стране.
Полицейские органы в периферийных городах получили
название полицмейстерских контор и находились в подчинении Главной
полицмейстерской канцелярии (так после смерти Петра I стала называться Петербургская полицмейстерская канцелярия) и
возглавлявшего ее генерал- полицмейстера, который был подведомственен
непосредственно Кабинету министров.
Интересно отметить, что аппарат этих органов был весьма
невелик. Вот какие сведения содержатся в книге И.К. Кириллова «Цветущее
состояние Всероссийского государства», написанной в 1727 г. и вышедшей в
издательстве «Наука» в 1977 г. Главная полицмейстерская канцелярия имела
следующий штат: генерал-полицмейстер, сенатор и генерал- лейтенант граф Антон
Девиер; обер-полицмейстер — 1, асессор — 1. Приказных: секретарь — 1,
переводчик — 1, канцеляристов — 3, подканцеляристов — 6, копистов — 6.
Прапорщик — 1, сержантов — 3, капралов — 4, солдат — 33, барабанщиков —3,
сторожей — 2, заплечный мастер — 1». При той же канцелярии в четырех командах:
«капитанов — 2, порудчиков — 2, капралов — 4, солдат — 40, копистов — 8». Московская
полицмейстерская канцелярия состояла из «оберполицмейстера бригадира Грекова.
Приказных: секретарей — 4, расходчик — 1, канцеляристов — 9, подканцеляристов —
4, копистов — 22. У офицеров на съезжих дворах копистов — 12, сторожей — 3».
Наряду со штатными чиновниками к несению полицейской повинности
привлекались сотские, пятидесятские, десятские, ночные караульщики,
назначавшиеся от городских домовладельцев. К примеру, в Петербурге ежедневно
при исполнении полицейских обязанностей было занято 1200 человек из числа
местных жителей.
В режиме полицейского государства важное значение приобретает контроль за
населением, его передвижением по стране. Уже в «Пунктах» Девиеру Петр 1
предписывал полиции: «Наблюдать, чтобы хозяева немедленно давали знать полиции
о всяком приезжающем к ним на жительство, а об отъезжающем, а также с найме
работников из гулящих людей; виноватых хозяев ссылать на галеру с отобранием
всего имущества».
Вслед за этим как мера усиления контроля за населением вводится паспортная
система. Указами царя 1714 и 1719 гг. устанавливается обязательность «проезжих
писем» или «пашпортов» для всех свободных жителей, отъезжающих в другие
местности страны. По указу 1714 г. воеводам и губернаторам запрещалось
пропускать через провинции и губернии людей без паспортов. В указе 1719 г
говорилось: «Чтобы никто никуда без проезжих или прохожих писем из города в
город, из села в село не ездил и не ходил; но каждый бы имел от начальников
своих пашпорт или пропускное письмо, как о том Его Царского Величества
особливые указы повелевают».
В 1724 г. указом
императора были введены паспорта для людей, уходивших на работу в другие
местности. Устанавлива20 лись два вида паспортов: «покормежные» письма и
«пропускные» письма. Первые выдавались лицам, уходившим на работу в пределах
своего уезда (до 30 верст). Их выдавали помещики или приказчики. Вторые
выдавались тем, кто выезжал за пределы своего уезда. Они оформлялись местными
властями — земскими комиссарами. В «пропускном» письме описывались приметы
лица, которому оно выдавалось (рост, возраст и т.д.). Лица, просрочившие сроки
действия документа или его не имевшие, признавались преступниками («прямыми
ворами») и подвергались наказанию. Осуществляя надзор за населением, ведя
борьбу с беспаспортными, полиция должна была всех «гулящих» и «слоняющихся»
задерживать и устанавливать их личность. Крепостных крестьян отправляли их
владельцам В сельской местности в течение продолжительного времени специального
полицейского аппарата не существовало. Такое положение не удовлетворяло прежде
всего дворянство, которое требовало более надежных гарантий обеспечения своей
безопасности. Поэтому была произведена еще одна реорганизация полицейского аппарата,
расширена его сеть. В 1775 г. создается уездная полиция в виде Нижнего земского
суда. Он представлял собой уездное полицейское управление, состоявшее из
капитан-исправника, который избирался на три года дворянством уезда и
нескольких заседателей из числа дворян. С 30-х годов XIX в. в Нижний земский суд стали избираться по два заседателя от
государственных крестьян. При Нижнем земском суде имелась канцелярия,
состоявшая из двух столов — исполнительного и следственного. Характерно, что
«Учреждение об управлении губерниями», предусматривающее создание уездной
полиции, обязывало ее «предупреждать и пресекать преступления и принуждать к
исполнению законов». Этим актом на полицию также возлагались «меры безопасности
от воров и разбойников, поимка оных и истребление их шаек». В феодальном
обществе формы протеста крестьян против своего угнетенного положения нередко
носили неосознанный, наивный характер, выражались в действиях, имевших признакиобщеуголовных
преступлений (разбои, грабежи и т.д.). В частности, получившее распространение
в XVI и особенно в XVII и XVIII вв. бегство крестьян от помещиков нередко сопровождалось нападениями на
помещичьи владения, грабежом имущества феодалов. Для борьбы с этим злом был
учрежден институт сыщиков (сысчиков). Ими были должностные лица, которые
направлялись для расследования дел о разбоях и кражах, совершенных беглыми
крестьянами. Деятельность сыщиков регламентировалась специальными нормативными
актами центральной власти. Например, 12 октября 1711 г. Сенат издал указ «О
беспрепятственном розыске, преследовании сыщиками воров, разбойников и их
сообщников». В указе сыщикам предписывалось: «За теми ворами и разбойниками в
погоню гонять... и таких разбойников и воров ловить». Одновременно губернаторы
были обязаны оказывать сыщикам всемерное содействие, «дабы во всех местах
такими свободными сыски и розыски всемерно воровство искоренялось». Необходимо
отметить, что сыщики редко пользовались негласными методами раскрытия
преступлений. Они вели дознание путем опроса свидетелей, использования слухов
(«язычные молки»), вещественных доказательств («воровской рухляди»).
В 1762 году
институт сыщиков был упразднен. Их обязанности передавались в ведомство
губернских провинциальных и воеводских канцелярий, т.е. в местные полицейские
органы. Конец XVIII века был отмечен новой реорганизацией полиции в России. Уставом
благочиния, изданным в 1782 году, вносился ряд изменений в организацию полиции.
В городах создавались управы благочиния. В столицах они возглавлялись обер-
полицмейстерами, в губернских городах — полицмейстерами, а в остальных городах
— городничими. Управа благочиния состояла из двух приставов, назначавшихся в
столицах Сенатом, в остальных городах — губернским правлением, двух ратманов,
выбиравшихся из купцов городским собранием.
Главные задачи полиции по «Уставу благочиния», принятого
в 1782 г., состояли в том, чтобы «общий порядок сохранен был во всех видах»,
чтобы «ничто не принималось противное службе Императорского величества» и чтобы
во всем «благочи-
22 ние и добронравие» сохранялось. Для выполнения этих
задач полиция была наделена весьма широкой компетенцией. Она следила за тем,
чтобы городские жители исполняли законы, постановления местной власти и решения
судов, занималась вопросами санитарии и благоустройства (мошение улиц и т.д.),
ведала торговлей. Полиция проводила предварительное следствие и судила за
мелкие кражи и мошенничество (на сумму не более 20 руб.). В ведении полиции
находились также пожарные команды.
По «Уставу
благочиния» губернские и другие крупные города делились на части (200—700
дворов). Во главе каждой части находился частный пристав, который имел свою
канцелярию, именовавшуюся «частный», или «съежий», дом (иногда просто «часть»).
Части, в
свою очередь, подразделялись на кварталы — 50— 100 дворов. Возглавлялись они
квартальными надзирателями, которым были подчинены квартальный поручик и
рядовые полицейские-будочники.
Управы
благочиния выступали как судебно-полицейские органы. Одной из важных их функций
было «открытие преступлений и проступков, предупреждение оных, имании под
стражу преступников, исследовании на месте, обнаруживании и утверждении
доказательства преступлений или проступков и да воспрепятствует злому учинить
злое, и да воздержится от неистовства и преступления».
Полицейские
части также занимались дознанием по уголовным преступлениям. Частный пристав
был обязан в случае совершения преступления выяснить все обстоятельства,
связанные с ним. Статья 105 «Устава благочиния» определяла: «Частный пристав в
случае уголовного преступления лично имеет исследовать: 1) о особе, над кем
учинено; 2) о действии, что учинено;
3) о способе
или орудии, чем учинено; 4) о времени, когда учинено; 5) о месте, где учинено;
6) о околичностях, объясняющих с намерением или без намерения, и утверждающих
или обличающих, как учинено; 7) преступника, кем учинено...»
В рассматриваемый период расширились обязанности поли-ции
по обеспечению порядка в общественных местах. «Общее учреждение губернское»
(1775), «Устав благочиния» (1782) давали подробную регламентацию действий
будочников, часовых, караулов, полицейских команд по обеспечению порядка и
спокойствия на улицах, площадях, рынках и т.д. Хотя Екатерина II считала, что «пьяным народом легче управлять», все же в конце XVIII в. получает правовую регламентацию деятельность полиции по борьбе с
пьянством. «Устав благочиния» устанавливал, что «пьянство воспрещается всем и
каждому... буде же кто найден на улице или в общенародном месте от пьянства в
беспамятстве, то наказывается суточным содержанием на хлебе и воде». Устав
предусматривал изоляцию в смирительных домах тех, кто «злообычен в пьянстве,
беспрерывно пьян».
XVIII век — важный этап в развитии политической полиции в России. Петр I стал царем в обстановке длительной и жестокой борьбы за власть придворной
аристократии, усложнившейся вовлечением в эту борьбу московских стрелецких
частей. Одновременно в стране росло недовольство крестьян, вызванное усилением
крепостнического гнета. Без решительного подавления недовольства крестьян и сопротивления
реакционного боярства успешное проведение намеченных Петром I преобразований было невозможно.
Одним из
главных инструментов борьбы с теми, кто мешал проведению реформ, стал
Преображенский приказ — новый орган по борьбе с преступностью, образованный в
конце XVII века.
Преображенский
приказ получил исключительное право следствия и суда по политическим,
государственным делам, «а именно: в дурных словах или деле к возмущению и тому
подобных дел». Кроме того, Преображенский приказ ведал охраной общественного
порядка в Москве. Его солдаты несли караулы в разных районах Москвы — в Кремле,
Китай-городе, Белом городе. Они задерживали нарушителей порядка и
подозрительных лиц, доставляли их в так называемый Потешный двор — отделение
Преображенского приказа.
Преображенский приказ осуществлял преследование
политических преступников на всей территории Русского государства. Полномочия
приказа распространялись на всех его под-
24 данных, без различия сословия. Но наибольшее место в
деятельности приказа занимали дела против представителей низших слоев
населения. Так, с 1697 по 1709 г. дела, возбужденные против крестьян и
посадских людей, составляли 65,5% всех дел, расследовавшихся в приказе.
Штат главной
канцелярии Преображенского приказа, осуществлявший следствие и суд, был
невелик. Он состоял из 2 дьяков и 5—8 подьячих. Для производства арестов,
обысков и других операций, а также в качестве курьеров использовались солдаты и
офицеры Преображенского и Семеновского полков. Во главе Преображенского приказа
стояли близкие сподвижники Петра I — князья Ф.Ю. и
И.Ф. Ромодановские.
По указаниям
Преображенского приказа другие приказы и местные органы производили аресты,
обыски, конфискацию имущества, переправляли нужных следствию лиц в Москву,
наводили справки. По сути дела, Преображенский приказ стал централизованным
органом политического сыска, действовавшим в общегосударственном масштабе. Через
Преображенский приказ прошло несколько тысяч политических дел. В частности,
дела участников восстаний — стрелецкого (1698) и астраханского (1705—1706).
Около 300 участников астраханского восстания были казнены, из них 242 человека
повешены на виселицах, сооруженных вдоль дорог к Москве.
Основным
методом расследования была пытка. Широко применялись пытка на дыбе, битье
кнутом, жжение раскаленным железом. В протоколах Преображенского приказа часто
встречается запись: «После росыску ежен, огнем, а с огня говорил». Очень многие
подследственные, не выдерживая пыток, умирали. Например, из 365 участников
астраханского восстания, дела о которых расследовались в Преображенском
приказе, от пыток умерло 45 человек.
Важной особенностью приказа была его непосредственная
связь с царем. Петр 1 постоянно знакомился с делами приказа, писал по ним
инструкции, выносил решения, иногда лично допрашивал обвиняемых. За период с
1700 по 1705 г. сохранилось более 50 его решений, которые затем служили
образцомпри рассмотрении аналогичных дел (своего рода судебным прецедентом).
В первой
четверти XVIII в. возник еще один орган политического сыска — Тайная канцелярия (1718
г.), которую возглавил П.А. Толстой.
Первоначально
она имела узкоспециальную цель — расследование дела царевича Алексея и была
временным чрезвычайным органом. Однако затем, после окончания следствия по
этому делу, продолжала функционировать. В результате сложилась ситуация, при
которой параллельно действовали два органа политической полиции —
Преображенский приказ и Тайная канцелярия.
Последняя
сосредоточилась преимущественно на делах, возникавших в Петербурге или ближайших
к нему городах. Остальная территория страны была подведомственна
Преображенскому приказу (особенно Москва).
По масштабам
деятельности Преображенский приказ существенно превосходил Тайную канцелярию.
Например, в Тайной канцелярии с 1719 по 1726 г. было рассмотрено 280 дел, а в
Преображенском приказе с 1718 по 1725 г. — около 2 тыс. дел.
Постепенно
значение Тайной канцелярии стало падать, и 28 мая 1726 г. она была
ликвидирована. При этом подчеркивался приоритет Преображенского приказа. Однако
после смерти Петра I в 1725 г. и он просуществовал
недолго. В феврале 1726 г. Екатерина I создала
новый, поставленный над Сенатом орган управления — Верховный тайный совет.
Одним из предметов его ведения оказались «дела особой важности и те, которые до
ся Императорского Величества собственного решения касаются». В разряд таких дел
попали политические преступления. Преображенский приказ был подчинен Верховному
тайному совету. Поскольку роль приказа была заметно принижена, его глава князь
И.Ф. Ромодановский подал в отставку. Это послужило поводом для ликвидации
Преображенского приказа.
Императрица Анна Иоанновна 4 марта 1730 г., разорвав
навязанные ей «кондиции», уничтожила Верховный тайный совет. Вскоре, 6 апреля
1731 г., создается новый орган — Канцелярия тайных розыскных дел. Дворянское
государство не могло
26 обойтись без специализированного органа политического
сыска.
Канцелярия
тайных розыскных дел получила право расследования политических дел на всей
территории России. Все лица, заявившие «слово и дело», отсылались туда. Все
центральные и местные органы должны были беспрекословно выполнять распоряжения
начальника Канцелярии А.И. Ушакова. За «неисправность» он мог
оштрафовать любое должностное лицо.
Канцелярия
тайных розыскных дел стала преемницей Преображенского приказа. Сюда был передан
его архив, местом пребывания назначен Преображенский генеральный двор. Однако в
отличие от Преображенского приказа Канцелярия тайных розыскных дел не была
обременена другими функциями, она занималась только расследованием политических
преступлений. Штат Канцелярии тайных розыскных дел (и ее конторы в Москве)
значительно превышал штат Преображенского приказа. Канцелярия тайных розыскных
дел подчинялась непосредственно царице (Анне Иоанновне, Елизавете Петровне Роль
Канцелярии Тайных розыскных дел в системе органов государственной власти России
в середине XVIII века была очень велика. Она с неослабевающей жестокостью преследовала всех
тех. кто выражал недовольство правительством. Изощренные пытки, казни,
жестокость служителей Канцелярии при разборе дел снискали этому органу страшную
славу. Канцелярия тайных розыскных дел и ее контора в Москве были упразднены в
1762 г.
Время 60 —
начала 70-х годов XVIII в.
характеризовалось в России проведением политики «просвещенного абсолютизма».
Дворянское государство в условиях дальнейшего усиления социальных противоречий
стремилось применять более тонкие методы управления, становилось на путь
лавирования, использования либеральной фразеологии.
Этим объясняется, в частности, ликвидация Канцелярии
тайных розыскных дел. В манифесте Петра III от 21 февраля 1762 г. отмечалось, что подобные органы, «сколько разных
имен им не было», создавались Петром I из-за того,
что в те времена господствовали «неисправленные еще в народе нравы». Далее говорилось,
что времена эти прошли, поэтому Канцелярия не нужна. Одновременно запрещалось
употребление выражения «слово и дело» и устанавливалось наказание для тех, кто
им станет пользоваться. Однако даже при «просвещенном абсолютизме» государство
не могло обойтись без аппарата борьбы с политическими противниками. Поэтому
вскоре учреждаются Тайная экспедиция Сената и ее московская контора. Штат
нового органа был укомплектован сотрудниками Канцелярии тайных розыскных дел во
главе с печально известным С. Шешковским, которого Екатерина II характеризовала как человека, имеющего «особливый дар производить
следственные действия», имея в виду его жестокость. Как видим, руководство
политическим сыском было оставлено в руках тех же лиц.
Екатерина II подчинила Тайную экспедицию Сената генерал-прокурору, роль которого
возросла, как никогда ранее. Генерал-прокурор мог вмешиваться в дела любых
органов, давать им предписания, оставаясь в то же время независимым, т.к.
подчинялся только императрице. На должность генерал-прокурора Екатерина II назначала лиц, обязанных ей
своей
карьерой и являвшихся надежными проводниками ее политики (например, А.А.
Вяземский).
Передача
Тайной экспедиции в ведение генерал- прокурора обеспечивала органам
политического сыска максимальную централизацию, независимость от других органов
и сохранение секретности. Вся деятельность Тайной экспедиции Сената проходила
под непосредственным контролем императрицы, она утверждала наиболее важные
приговоры.
Активность Тайной экспедиции Сената особенно возросла
после крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева и Французской
буржуазной революции, когда правительство отказалось от политики «просвещенного
абсолютизма». В 1775 г. Тайная экспедиция рассматривала дело Емельяна Пугачева,
1790 г. — дело А.Н. Радищева. 1792 г. — Н.И. Новикова. Тогда же через нее
прошел чиновник Г.Попов, разославший императрице, Сенату и Синоду письма с
требованием освободить крестьян от крепостного права. В 1793 г. в Тайную
экспедицию
28
Сената попал
Ф.В. Крочетов, автор критических сочинений, адресованных Екатерине П.
В
рассматриваемое время широкое распространение получили доносы, которые зачастую
служили для Тайной экспедиции Сената основанием для возбуждения политических
дел. Установилась даже своеобразная методика проверки доносов: два дня под
караулом без пищи и воды давались «на размышление», затем «следователи»
приступали к пыткам.
В этот
период своеобразным новшеством в практике аппарата политического сыска стала
перлюстрация частной переписки.
Существование Тайной экспедиции Сената не исключало
возможности учреждения временных органов для расследования дел большой
важности. В частности, особая секретная комиссия была создана по делу В.
Мировича — подпоручика Смоленского полка, пытавшегося освободить из
Шлиссельбургской крепости Ивана VI Антоновича. Мирович
был казнен.
На
протяжении почти всего XVIII в. в системе
тюремных учреждений Русского государства никаких существенных изменений не
происходило. По Артикулу воинскому 1715 года тюремное заключение
предусматривалось как мера наказания за совершение ряда преступлений (против
порядка управления, против чести, за неумышленное убийство и т.д.). Вместе с
тем необходимо отметить, что его удельный вес по сравнению с телесными
наказаниями и смертной казнью оставался незначительным.
С
разделением территории государства на губернии управление тюрьмами на местах
перешло к губернаторам, а целовальников и сторожей заменили смотрители из
полицейских чинов, в распоряжении которых находились команды надзирателей. Единого
типа места заключения не было, и для его обозначения применялись различные
термины: тюрьма, темница, съезжий двор, колодничья изба, острог, тюремный
замок. Два последних названия встречались наиболее часто.
Общественное мнение, как и прежде, мало интересовалось состоянием
тюрем для уголовных преступников. Как по внешнему виду, так по и внутреннему
устройству они очень различались в зависимости от условий и места расположения.
Для воздействия на провинившихся арестантов и пресечения побегов применялись
кандалы, рогатки, стулья, цепи и т.д. Рогатка представляла собой металлический
ошейник с насаженными на него железными прутьями. Длина прутьев была такова,
что заключенный был лишен возможности ложиться и мог только стоять или сидеть.
Стул — это чурбан (чаще всего дубовый), окованный железным обручем. К нему
приделывалась металлическая цепь с ошейником, который надевался на шею
заключенного. Тот, передвигаясь, должен был носить этот тяжелый чурбан в руках.
Цепи надевались на шею, запястья рук и на щиколотки (все это совмещалось). Были
также цепи ручные и ножные. Иногда заключенные приковывались цепями к стене или
полу.
Перечисленные
средства физического воздействия на узников были официально отменены Указом
Николая I лишь в 1828 г., хотя фактически использовались в отдельных местах и
значительно позже.
В последней
четверти XVIII века, когда в стране резко возрастают народные волнения, система тюремных
учреждений России претерпевает довольно значительные изменения. В этот период
возрастает роль тюрьмы как средства борьбы с противниками дворянства.
Выражением этого стало появление специальных тюрем, предназначенных для
политических преступников, — Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей.
Возникнув как военные сооружения, они со временем утратили военное значение и
стали использоваться царским правительством как политические тюрьмы. В
частности, в Петропавловской крепости находился в заключении революционный
демократ А.Н. Радищев. В Шлиссельбургокую крепость был заточен известный русский
общественный деятель и просветитель Н.И. Новиков. Специально для изоляции
политических противников царского самодержавия были возведены Динамюндская,
Ревельская и Кексгольмская крепости. В последней продолжительное время
содержались члены семьи Е. Пугачева.
Еще одним нововведением в сложившейся системе российс30
ких тюрем явилось создание смирительных и работных домов (согласно статей 390 и
391 «Учреждения об управлении губерниями» 1775 г.). По сути, смирительные дома
явились одним из средств расправы помещиков с неугодными им крепостными
крестьянами. Законом было установлено, что в них «на время или навсегда»
заключенные попадали не только по приговору суда, но и по требованию помещика.
Естественно, это открывало широкий простор для произвола крепостников.Согласно
закону, смирительные дома строились с крепкими стенами и высокими заборами,
«чтобы утечки из оного дома отнюдь никто учинить не мог». За нарушение правил
тюремной дисциплины лица, находившиеся в смирительных домах, могли быть
наказаны прутьями, заключением в темный карцер на неделю или же на три дня
посажены на хлеб и воду. Работные дома, которые были также учреждены в 1775 г.,
официально предназначались для предоставления работы неимущим. С появлением
работных и смирительных домов труд в них приобретает элементы воспитательного
воздействия и рассматривается как средство, способное отвлечь от дурных
привычек и наклонностей. Работные дома создавались «дабы работою доставить
прокормление неимущим обоего пола, которые могли приходить сюда добровольно или
присылаться местами, на то власть имеющими». Здесь, работая, люди получали
пищу, кров, одежду или деньги. Что же касается характера работы, то она
оставалась на усмотрение приказа общественного призрения и могла состоять,
например, из распиловки камней, обработки приготовления льна и его пряжи.
Именно перечень этих работ и позволил некоторым исследователям видеть в
работных домах лишь «орудие эксплуатации трудящихся», упуская из виду
изначально благую цель этого предприятия — очистить улицы селений и городов от
праздношатающихся безработных,
потенциальных
преступников,
дать возможность желающим заработать на жизнь, пусть тяжелым, но честным
трудом.
Несколько иные задачи ставились перед смирительными
домами, которые были призваны оградить общество «от многих предерзостей,
добронравие повреждающих». Сюда помещались лица обоего пола, которые
«непотребное и невоздержанное житие имеют».
Лица
«порочного поведения» (но не преступники) заключались в смирительный дом на
время или навсегда на следующих основаниях: по велению губернского правления;
по приговору суда; по прошению родителей или трех родственников; по требованию
помещика или хозяина.
В конце XVII и первой половине XVIII века постоянно
расширялось наказание ссылкой. Количество преступлений, караемых ссылкой, также
возрастало. Расширилась и география ссылок. Хорошо известны такие места ссылки,
как Архангельск, Холмогоры, Новгород, Казань, Симбирск, Самара, Уфа, Астрахань,
Пермь и др.
С момента
своего возникновения общеуголовная ссылка имела двоякую цель — колонизационную
и карательную. Однако анализ трехсотлетней истории ссылки позволяет утверждать,
что обе цели так и не была достигнуты.
Уже в XVII в. от сибирских властей стали поступать жалобы на «бесчинства и преступления»
ссыльных, их «неспособность питаться своими трудами» и «склонность к побегам».
Однако малая населенность этого края не оставляла правительству выбора. Поэтому
«лихие» и «опальные» люди по-прежнему шли в Сибирь. Реформаторская деятельность
Петра I сместила приоритеты, и теперь труд арестантов использовался в основном на
государственных работах в Европейской части России. Многочисленные
фортификационные укрепления, общественные здания, помещения для фабрик и
заводов способствовали изменению сущности ссылки как вида наказания и привели к
зарождению института каторги.
Однако уже
во второй четверти XVIII века по мере
свертывания строительных работ потребность в рабочих руках ослабевает, и Сибирь
вновь рассматривается как наиболее надежное место для водворения «вредных» и
непокорных элементов. Указ от 15 июля 1729 года закрепляет колонизационные цели
ссылки; а Указы от 13 декабря 1760 и 17 января 1765 года наделяют правом
административной высылки помещиков и общества.
Данные Указы значительно расширили масштабы сибирс- кои
ссылки, однако организовать устойчивые колонии ссыльных правительству так и не
удалось. Более того, крестьянская война Е. Пугачева привела к новым волнениям и
трудностям. Это побудило правительство Екатерины II отказаться от ссылки и вернуться к петровской системе государственных,
работ. «Сенаторский указ» 1773 года предписывал всех колодников посылать вместо
Сибири в разные места Европейской России «в крепостные и иные работы», но
действие его через полтора года было приостановлено. В конце XVIII века возник проект заселения всей Сибири ссыльными, однако бесславный
конец этого мероприятия стал очевиден уже в первое десятилетие нового века. Это
привело к значительному сокращению сферы применения ссылки, признанию
административной ссылки по воле помещиков, а также сельских и мещанских обществ
«не имеющей законных оснований». Указами от 5 июня 1811 и 31 июня 1812
года ссылка была отменена.
В 1703 г. в
русскую карательную систему официально была включена каторга. Этому был
посвящен царский Указ «О чине- нии смертной казни тем, которые явятся по
розыскным делам в измене и бунте, и в умышленном убийстве или кто кого смертным
питьем или отравою уморит, а кроме тех вин во всяких воровствах по прежнему
указу о ссылке ссылать в Азов на каторгу». В 1704 г. было подтверждение этого
Указа о ворах, разбойниках и тому подобных. В нем было сказано, что «за прочие
же вина, за кои законом положена смерть же, по наказанию кнутом посылать вечно
на каторгу». В 1705 г. последовало новое подтверждение: «Чтобы всех достойных смертной
казни смертью не казнить, кроме умышленных убийц и бунтовщиков, а о ссылке их
на каторгу по важности вин на 25, на 20 и на 15. и 10 лет, а меньше трех лет не
ссылать».
Первоначально слово «каторга» буквально означало ссылку
на галеры и каторги — гребные суда Азовского и Балтийского военно-морских
флотов. Вид работ не был закреплен нормативно, т.к. исполнение каторги как вида
наказания назначалось именными указами Петра I. Каторжных использовали на многих тяжелых работах, в частности для забивки
свай в строящемся порту будущего Санкт-Петербурга. Законодательство 50 —
60-х годов XVIII в. (до Указа от 8 января 1765 года «О праве помещиков
отдавать неугодных им крестьян в каторжную работу») не определяло конкретного
вида использования каторжного труда, но дифференцировало осужденных по
характеру вины, различая среди них: первоначально осужденных к смертной казни:
осужденных к политической ссылке; осужденных к вечной ссылке.
Каторга
определялась как срочная, пожизненная и «до указу», т.е. предполагавшая, что
срок отбывания наказания будет установлен позже.
Каторжные работы назначались за особо тяжелые
противоправные деяния: бунт, непристойные слова в адрес носителя верховной
власти, убийство, мошенничество, неявку на казенные работы и т.д. Местом
отбывания каторги с середины XVIII века стал
Нерчинск. Поток каторжных всегда был обилен, в течение двух первых лет
существования каторги сюда было сослано более 600 человек, затем их число
увеличилось за счет того, что правительство Елизаветы приостановило исполнение
смертной казни, заменив ее каторжными работами.
1. Когда и почему в России возникла регулярная полиция?
2. В чем состоит сущность полицейского государства и какова в нем роль
полиции?
3. Когда и какие паспорта вводились в России?
4. Каковы
были функции сыщиков?
Авторы учебного пособмя - Р. С. Мулукаев, А. Я. Малыгин, А. Е. Епифанов. М 90 Под ред. д. ю. н. Р. С.
Мулукаева.
История
отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов. — М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005. — 336 с.
Комментарии
Отправить комментарий